Занятие 1

Древнегреческая мифология.

Вопросы:

1. Определение мифа.
2. Эволюция мифологического сознания.
3. Типология мифологических сюжетов.
4. Мифологический синкретизм.
5. Время в мифе. Миф и ритуал.

Источники:

Гесиод. Теогония.
Овидий. Метаморфозы.
Грейвс Р. Мифы Древней Греции. – М., 1992.
Мифы народов мира: В 2 т. – М., 1980.
Мифологический словарь. – М., 1991.

Литература:

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1995.
Токарев С.А. Что такое мифология? – 1962.
Стеблин-Каменский М.И. Миф. – 1976.
Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. – М., 1957.

Занятие 2

Гомеровский эпос

1. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса.
2. «Троянский цикл» как фабульная основа поэм Гомера.
3. Проблема эпического героя.
4. Судьба и рок в поэме.
5. Композиция «Одиссеи».
6. Проблема жанра: сочетание эпического и сказочно-фантастического в сюжете, романное начало. Годится ли Одиссей на роль эпического героя?

Литература

Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Эпос и роман. – СПб., 2000. – С. 194-232.
Лосев А.Ф. Гомер. – М., 1960.
Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. – М., 1963.
Шталь И.В. Гомеровский эпос. – М., 1975.
Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983.
Ярхо В.Н. Эпос. Ранняя лирика. (Глава 3). – М., 2001.

Занятие 3

"Поэтика" Аристотеля

1. Общая характеристика текста и его сохранности.
2. Общие проблемы искусства в «Поэтике»:
– вопрос о происхождении искусства,
– понятие о мимесисе и разных типах подражания,
– сравнение поэта и историка.
3. Учение о трагедии:
– сравнение трагедии и эпоса,
– определение трагедии,
– суждения о катарсисе,
– фабула и характер,
– основные рекомендации драматургу.

Структура древнегреческого театра

1. Устройство древнегреческого театра и театральных представлений.
2. Происхождение греческой трагедии и ее структура.
3. Эволюция трагедии от Эсхила до Еврипида.

ЗАДАНИЕ: Конспект «Поэтики» Аристотеля (любое издание).

Литература

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. – М., 1975. – С. 425-471.
Миллер Т.А. Аристотель и античная литературная теория. – М., 1978.
Головня В.В. История античного театра. – М., 1972.
Ярхо В.Н. Эсхил. – М., 1958.
Ярхо В.Н. Трагедия. – М., 2000.

Группа 108: Задание на 26-11-2008

Занятие 4

Римский эпос. «Энеида» Вергилия.

1. Мифологическая основа поэмы. Миф об Энее как часть троянского цикла. Идеологическое значение мифа для эпохи императора Августа. Задачи «Энеиды» в контексте имперской политики Рима.
2. Композиция поэмы. Вергилий и Гомер. «Энеида» и «Одиссея». Взаимопроникновение мифа и истории.
3. Четвертая книга поэмы и ее роль в раскрытии образа Энея. Эней как человек судьбы. Трактовка финала поэмы.
4. Вергилий в средневековье. Проблема 4-й эклоги «Буколик».

Литература

Гаспаров М. Вергилий – поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М., 1979.
Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия // Античность и современность. – М., 1972.
Топоров В. Эней – человек судьбы. – М., 1993.
Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М., 1971.

СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРОЧТЕНИЯ

Гомер: Илиада. Одиссея.
Гесиод: Труды и дни. Теогония.
Древнегреческая лирика (Архилох, Сапфо, Анакреонт, Алкей, Пиндар и др.)
Эсхил: Прометей прикованный. Орестея.
Софокл: Антигона. Эдип-царь.
Еврипид: Медея. Ипполит.
Аристофан: Облака. Лягушки.
Аристотель: Поэтика.
Платон: Пир.
Менандр: Брюзга. Третейский суд.
Лонг: Дафнис и Хлоя.
Плавт: Хвастливый воин. Привидения.
Гораций: Оды. Наука поэзии.
Вергилий: 4 эклога. Энеида.
Овидий: Метаморфозы. Печальные элегии.
Сенека: Медея. Федра.
Петроний: Сатирикон.
Апулей: Метаморфозы.